Предприниматели в процессе хозяйственной деятельности повседневно контактируют с государством в лице органов исполнительной власти, контролирующих и правоохранительных органов.
Однако не во всех случаях результаты такого взаимодействия устраивают представителей бизнеса.
Несогласие с действиями (бездействием) указанных органов возможно выразить в досудебном и судебном порядке.
С вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) с 01.01.2023 действует обязательный досудебный порядок обжалования.
Досудебный этап предусматривает возможность обжалования вышестоящему должностному лицу органа, принявшего решение, в специальный контролирующий орган или прокурору.
К примеру, в соответствии требованиями ст. 40 Федерального закона № 248-ФЗ жалоба на решение территориального органа контроля (надзора), действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного-надзорного ведомства.
В свою очередь жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается его вышестоящим органом, а в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.
Срок подачи жалобы составляет 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Исключением является срок подачи жалобы на предписание контрольного (надзорного) органа, который составляет 10 рабочих дней с момента его получения.
Положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) предусмотрен механизм обжалования при предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе субъектами предпринимательской деятельности. Основания для подачи жалобы в органы, предоставляющие государственную или муниципальную услугу, многофункциональный центр, орган государственной власти (орган местного самоуправления), являющийся учредителем многофункционального центра, уполномоченному многофункционального центра, регламентированы ст. 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ.
Кроме того, любое решение органа власти или контрольно-надзорного органа возможно обжаловать в органы прокуратуры. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренных ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
Судебный порядок обжалования решений контрольных органов устанавливается соответствующими процессуальными кодексами.
Предприниматель самостоятельно принимает решение куда ему или его представителю обратиться: в суд, органы прокуратуры или вышестоящий в порядке подчиненности орган (к вышестоящему должностному лицу) если считает, что его права нарушены.