Процедура рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
В целях исключения возможного нарушения порядка и сроков их рассмотрения в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, иных организациях, осуществляющих публично значимые функции, уполномоченными лицами (структурными подразделениями) в пределах компетенции осуществляется внутренний контроль, анализируется содержание поступающих обращений, принимаются меры к своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
При проведении соответствующих контрольных мероприятий в обязательном порядке подлежат проверке:
– исполнение требований законодательства;
– организация учета и регистрации поступающих обращений, порядок рассмотрения, направление исполнителям;
– организация личного приема заявителей уполномоченными лицами и руководителями органа или организации (в том числе наличие и исполнение графика личного приема);
– соответствие помещений приемной органа или организации установленным требованиям и нормам;
– соблюдение сроков рассмотрения обращений, надлежащий контроль;
– информационно-аналитическая и справочная работа по жалобам;
– анализ информации о результатах рассмотрения вопросов, содержащихся в заявлениях, с принятыми решениями.
За нарушение требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность виновных должностных лиц по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая влечет наложение штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Исключительной компетенцией по возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном вышеуказанной статьей, наделен прокурор.