Формирование и развитие местных бюджетов носит глубокий исторический характер.
Первым законодательным актом, положившим начало местному бюджету, явилось постановление ЦИК и СНК РСФСР от 10.12.1921 года, а 26 апреля 1926 года новое «Положение о местных финансах» дало окончательное организационное оформление советской системе местных финансов.
Местный бюджет Вологодской губернии в своём становлении полностью отражает все этапы советского бюджетного развития. Первый местный бюджет губернии был построен на 9 месяцах и охватывал период с 1 января по 1 октября 1922 года. Это была первая попытка построить смету доходов и расходов. Бюджет на 1922/23 г. уже отражал полный бюджетный период (01.10.1922г.-01.10.1923г.) и составлялся в условиях более определившихся финансовых взаимоотношений.
Основным недостатком бюджета того времени являлся неполный охват, как местных доходных источников, так и расходов, производимых за счет местных средств. Значительная часть доходов расходовалась вне сметного порядка - непосредственно из ведомственных касс. Таким образом, бюджет не давал действительной картины размеров удовлетворения хозяйственных и культурно-социальных нужд населения.
Сегодня финансы – это совокупность денежных отношений, участниками которых являются государство, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, посредством которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.
Формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер. Сформировалась система формирования доходов и расходов с определённым составом, структурой и законодательным закреплением.
Перечень вопросов местного значения, на финансовое обеспечение которых и должны направляться средства городского бюджета, определен Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доходная часть бюджета муниципального образования «Город Вологда» формируется за счет следующих доходных источников:
- налоговые и неналоговые доходы,
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Традиционно в последние годы основными источниками собственных доходов городского бюджета являются:
- налог на доходы физических лиц, составляющий основную долю налоговых и неналоговых доходов городского бюджета;
-
налоги на совокупный доход;
-
налог на имущество физических лиц.
Расходная часть городского бюджета формируется исходя из необходимости гарантированного обеспечения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств в соответствии с планируемыми результатами и приоритетами развития города.
Структура расходов городского бюджета выглядит следующим образом:
- расходы на содержание отраслей социально-культурной сферы, составляющие наибольший объем расходов городского бюджета;
- расходы на функционирование городского хозяйства, носящие приоритетный характер;
- расходы, направленные на решение общегосударственных вопросов.
Исполнение городского бюджета осуществляется в условиях планового дефицита городского бюджета, основными источниками финансирования которого служат:
- заемные средства;
- остатки средств городского бюджета;
- иные источники финансирования дефицита городского бюджета.