После того, как лунка была засыпана землёй, под корень молодого дубка вылили ведро воды.
– Надеюсь, приживётся хорошо…
– Смотри, крепкий какой! Обязательно приживётся!
В 1965 году два космонавта вскоре после приземления корабля Восход-2 приехали в Вологду. Это были Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос, и командир экипажа Павел Беляев – первый человек, посадивший космический корабль вручную.
Возле памятника 800-летию Вологды космонавты посадили дубы, соединяя тем самым прошлое и будущее.
Считается, что памятник 800-летию установлен в самой древней части нашего города. Такое мнение появилось только из-за фразы, с которой начинается Житие святого Герасима: «Лета 6655 Августа в 19 день /т.е. 26 августа 1147 по новому стилю/ прииде преподобный отец Герасим…, Глушенского монастыря постриженик, к Вологде реке, ещё до зачала града Вологды, на великий лес, на средний посад Воскресения Христова Ленивые площадки Малого Торжку и созда пречестень монастырь во славу Пресвятыя Троицы, от реки Вологды разстоянием за полпоприща».
Так как Житие написано спустя полтысячелетия после этих событий, доверять ему можно с большой опаской. К примеру, никакого Глушенского монастыря никогда не существовало, среднего посада Вологда не имела, а традиция основывать монастыри к тому времени ещё не проникла так далеко на север. Даже во Владимире первый монастырь появился в 1152, в Ростове – в 1212. Ко всему прочему – непонятно, что подразумевается под средним посадом и малым торжком, если дело происходило «до зачала града».
Первое документальное известие о Вологде историки обнаружили в одном из новгородских договоров с датировкой 1236 года. И археологи в районе Ленивой площадки и её окрестностях накопали только находки XIII века. Итак, никаких материальных свидетельств того, что в XII столетии на реке Вологде был город, пока не обнаружено.
Если всё же предположить, что информация из Жития верна, то получается, что Вологда почти целый век после официального основания существовала в квантовом состоянии неопределённости: то ли была, то ли не была.
Правда, в 2011 году археологи планируют продолжить раскопки и, возможно, отойдя от Ленивой площадки подальше, они обнаружат что-либо экслюзивное. Тем более, что существуют указания, что в XII веке, а то и раньше, могли вдоль берега Вологды располагаться славяно-финские поселения.
А с преподобным Герасимом связано ещё одно предание. Задумав построить монастырь к северу от Ленивой площадки, на Кайсаровом ручье, он вступил в конфликт с одним из богатых жителей вологодского посада, неким Пятышевым. Дело в том, что земли по Кайсарову ручью принадлежали именно Пятышеву. Он не пожелал отдавать их пришлому человеку за просто так. Но остальных жителей преподобный Герасим сумел уговорить, дав понять, что монастырь окажется полезен им тоже, и они помогли воздвигнуть храм во имя Святой Троицы.
Пятышев же был наказан за свой отказ сотрудничать. И не только он сам, но и его потомки. Преподобный мстительно предсказал Пятышеву, что «он и весь его род будет жить небогато и голо не порато» /посредственно/. Хоть и сложно в это поверить, ведь как‑то не по-православному повёл себя святой Герасим, но, тем не менее, слова его полностью сбылись. Поколение за поколением Пятышевы жили ни бедно, ни богато, никогда не числились в купечестве и окончательно вымерли через 700 лет.
Последние представители рода скончались в середине XIX века, не оставив наследников. Их заброшенный дом долго стоял полуразрушенный и бесприютный. Жители Вологды и соседних деревень боялись проходить мимо этой мрачной развалины, так как людская молва распространяла слухи, будто в ней «глумится леший». В 1903 году дом был разобран.
А основанный Герасимом деревянный Троицкий Кайсаров монастырь сгорел ещё в 1612 году во время нападения польско-литовских банд. Правда, потом на его месте построили другую церковь – и, кстати, именно ей отошли земли Пятышевых после угасания рода.
Осталось лишь понять, почему место, на которое вышел Герасим после своих блужданий по лесам, называлось Ленивой площадкой. Расположена она на высоком правом берегу реки Вологды, в излучине, недалеко от впадения в неё Хрулёва ручья, который в настоящее время засыпан. Ручей огибал холм с севера и запада, что создавало естественную защиту от вражеских нападений. На этом месте очень удобно было вести торг, совершать сделки, покупать и продавать. Возможно, потому и стала площадка называться «ленивой» – на ней ничего не производили, не работали, а только торговали. Иначе говоря, «ленились».
Ленивая площадка оставалась центром города до середины XVI в., когда в Вологде начал активное строительство Иван Грозный, сместив центр города ниже по течению реки – туда, где этот царь воздвиг Софийский собор.
Но это было гораздо позже и многократно подтверждено документальными источниками. Для XII века ситуация иная. Нет никаких научных данных, которые бы подтверждали, что Вологда была основана именно в 1147.
Как бы то ни было, Вологда всё равно один из самых старинных городов Русского Севера, и посаженные космонавтами деревья, укоренившись в нашей древней земле, тянутся к вечно молодому небу.