Их было двое. В руках – только дубины, а напротив – отряд разбойников.
Двое вышли против целой банды и разгромили её наголову – выжить сумел лишь тот, кто в страхе бежал. Осаждённая Вологда была спасена.
Откуда взялись те двое? Как их звали? Это осталось тайной. Единственное, что известно точно – они были одеты в белое. Остальные сведения туманны и противоречивы. И, как во всякой легенде, существуют различные версии, мнения, догадки.
Неправда, что на них были доспехи! Это лишь выдумки досужего лекаря, краеведа-любителя. Неужели наши предки не смогли бы отличить боевое облачение от простых белых одежд? Да и оружие в таком случае было бы побогаче – мечи, а не дубины. Это много времени спустя, в начале XIX века, лекарь Флёров записал: «вдруг являются два неизвестные витязя, в белые доспехи облечённые и железными палицами вооружённые».
Кстати, когда происходила осада, в разгар которой явились белоризцы? Время в легендах всегда текучее: только масштабные события прочно стоят на своих местах. К ним притягиваются менее крупные, концентрируются вокруг. Именно поэтому действие истории о белоризцах сместилось в восприятии потомков к периоду Смутного времени.
На самом деле белоризцы спасли Вологду на полтора века раньше, и не от польско-литовских захватчиков, а от своих же, русских.
В середине XV столетия шла междоусобная война между великим князем Василием II и его двоюродными братьями – Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Перевес склонялся то на одну, то на другую сторону. Одолев Василия II, Шемяка ослепил его, назвал Тёмным и проводил в почётную ссылку – на княжение в Вологду. Вот так и появилось княжество Вологодское. Впрочем, оно недолго просуществовало.
Василий Тёмный уже был знаком с Вологдой: он использовал наш город в качестве надёжной опоры и места сбора войск. Вскоре после прибытия ослеплённый князь отправился на богомолье. Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон «разрешил» Василия Тёмного от «проклятых грамот» (освободил от клятвы не выступать против Шемяки), а игумен Ферапонтова монастыря Мартиниан благословил на поход против двоюродного брата. И Василий Тёмный стремительно отвоевал московский престол.
А через некоторое время Дмитрий Шемяка напал на Вологду. Взял её в осаду, разорил окрестности и мог бы захватить, но помешали белоризцы. Вряд ли Шемяка оказался возле Вологды случайно. Сомнительно, что он осадил город поддавшись мимолётному порыву или ради мести. Князь Дмитрий Шемяка всё-таки был политик и военачальник, в основе его действий явно имелась логика. Он, конечно, ослепил Василия II в порядке возмездия за то, что тот ранее ослепил Василия Косого – но это был поступок с чётким политическим обоснованием. Считалось, что незрячий человек недееспособен, управлять государством не может.
Откуда же такой интерес Шемяки к нашему городу? Становится понятно, если вспомнить, что Василий Тёмный считал Вологду опорой своей власти. Именно здесь он хранил государственную казну. Вот казну-то князь Дмитрий Шемяка и стремился захватить.
Появившиеся невесть откуда белоризцы нарушили эти планы, разгромив княжеское войско. По всей видимости, следует считать художественным преувеличением то, что они выступили против шемякиной рати всего лишь вдвоём. Более осторожные источники рассказывают, что вместе с белоризцами сражались и вологжане.
Если бы Шемяка заполучил казну, гражданская война могла продолжаться ещё очень долго. Получается, белоризцы не просто город Вологду защищали – они обороняли Русь от междоусобиц. А что, если они как раз царскую казну-то и охраняли? Может быть, они прибыли из Москвы для того, чтобы обеспечить безопасность казны? Впрочем, здесь мы вступаем на поле предположений.
Сами белоризцы ничего поведать не успели. Они погибли в бою.
Похоронены белоризцы на Поляне – на том месте, где были найдены их тела. Сейчас адрес их могилы Завражский переулок, 10а – недалеко от здания Вологодского многопрофильного лицея на улице Пролетарской. Каждый год по весне у могилы белоризцев устраивались «гулянья на Поляне».
Народное поверье утверждает, что белоризцы всегда помогут в трудный момент. Вплоть до того, что на их могилу стали толпами ходить «за камешками» дореволюционные гимназисты, веря, что это поможет сдать экзамены.
Церковь не могла без внимания отнестись к почитанию белоризцев в Вологде. Упоминания о них появились в поздних списках Жития Дмитрия Прилуцкого, где ратный подвиг переведён на метафизический уровень. Выяснилось, что белоризцы были не то чтобы люди – скорее, бесплотные духи, посланники преподобного Дмитрия Прилуцкого, небесного покровителя Вологды. Они явились для того, чтобы подпереть огромными брёвнами стены города, дабы те не рухнули («целыми древесы вся четыре стены градные подопроша»). После чего осаждавшие разбойники, несолоно хлебавши, отошли к Галичу «и тамо мнози побиени быша гневом Божиим».
На могиле белоризцев была выстроена часовня, которая сейчас находится в частном владении и используется под жильё. В качестве замены народным гуляниям на Семик, в день поминовения (в четверг на седьмой неделе после Пасхи), проводился крестный ход.
Время возрождать традиции.
Спасибо за содействие Старикову Е.А., Департамент культуры и охраны объектов
культурного наследия Вологодской области